Когда проводишь тренинги с управленцами, как ни
странно, чаще всего в тупик их приводит вопрос «За что вам платят зарплату?»
А действительно, зачем нужен управляющий? Казалось бы
ответ очевиден. Ведь нужно управлять, значит и управляющий нужен. Для чего?
Чтобы было всё в порядке. А если персонал порядочный? Чтобы больше
зарабатывать. Так для этого и другие стараются, более того, например, в
конкретном магазине, зарабатывают, то есть, добывают у клиентов деньги, именно
продавцы, а управляющий, как раз, в этом смысле непосредственно денег не
добывает.
Верно будет сформулировать вопрос следующим образом:
«Когда и где нужен управляющий?», «Что должно быть или произойти, чтобы
возникла необходимость в управлении?»
Прежде чем Мы ответим на эти вопросы, предлагаю Вам
поиграть с другими, похожими.
Для чего нужны продавцы? Нужны ли в идеальной ситуации
продавцы, когда товар идеальный и клиент идеальный?
Нет. Вспомните автомат по выдаче кока-колы или
банкомат.
Но в действительности продавцы есть и их много. Именно
потому, что обычно товар и клиент не идеальны. Неидеальный товар – это товар,
который нелегко выбрать и в силу разнообразия моделей, и в силу разницы качеств
и свойств моделей. А неидеальный покупатель тот, который не знает, не умеет,
сомневается.
А теперь попробуйте ответить, нужны ли управляющие,
если сотрудники, персонал, специалисты идеальные, то есть, знают кто, что
сколько, когда и где должен сделать, умеют это делать и понимают, как и зачем
им это делать?
В идеале нет.
Но в идеале. А в реальности персонал представляет
собой винегрет из молодых, незнающих и неумеющих, из не желающих и даже
сопротивляющихся. И чётких пониманий, как действовать во всех возникающих
ситуациях, нет, ибо не предусмотришь все обстоятельства и форс-мажоры. А
понимать, куда идти в любой момент нужно каждому сотруднику, и идти нужно в
ногу, чтобы не мешать друг другу. Вот когда и где возникает необходимость в
управлении. Когда в неопределённости нужно сплотить в нужном
направлении.
Поэтому управляющий не надзиратель и не камера
видеонаблюдения. Он не телеграфист передающий сообщения приказов и отчётов. Но
он пастух, если акцент его внимания поведение персонала. Он авторитет если
контролирует убеждения сотрудников. И он лидер, если концентрирует
ценности своей команды.
Как измерить эффективность продавца? Как узнать сделал
ли он всё возможное, даже если запланированного качества результата нет в силу
обстоятельств? Что такое эффективная работа вообще? Какая работа в данных
условиях будет считаться более эффективной? Чем будет отличаться в одних и тех
же условиях работа эффективного и неэффективного сотрудника?
Аналогично и для управляющего. Как узнать, что результат
достигнут, благодаря ему, а не вопреки? Что такое эффективная работа
управляющего?
В предыдущих статьях мы рассмотрели цель,
задачи, и способы управления.
http://zavalkevich.at.ua/publ/ocenka_ehffektivnosti_upravlencheskogo_reshenija/1-1-0-33
http://zavalkevich.at.ua/publ/zadachi_upravlenija_otvetstvennost_oshibki_menedzhmenta/1-1-0-30
http://zavalkevich.at.ua/publ/kriterii_ehffektivnosti_sistemy_upravlenija_ocenka_menedzhmenta/1-1-0-23
http://zavalkevich.at.ua/publ/faktory_reshenija/1-1-0-1
Сегодня я предлагаю вниманию табличку на эту тему,
сформировавшуюся у нас на одном из тренингов. На мой взгляд, она удачно
отображает суть и системность управления на примере управляющего розничным магазином.
Уровень
|
Управление
|
Продажа
|
|
Цель
|
Эффективность
|
Объём
|
|
Результат
|
Решение
|
Услуга
|
|
Критерии эффективности результата
|
скорость – решительность;
гибкость – универсальность,
адаптивность;
точность и верность – точно знаем
«что» и пони маем, что это то, что нам «действительно нужно»
|
нравится;
качественно;
быстро;
удобно
|
|
Задачи
|
Удовлетворить потребности
продавательские (не жизненные):
ВЛЮБИТЬ- понравить результат и
работу;
УПРОСТИТЬ понимание;
ОБЛЕГЧИТЬ достижение
|
Удовлетворить потребности
покупательские (не жизненные):
понравить себя, товар, компанию;
упростить выбор;
облегчить покупку
|
|
Способ
|
Планирование (куда?)
Организация (как?)
Мотивация (зачем?)
Контроль (где мы и почему?)
|
Техника продаж;
Стандарты;
Обязанности
|
|
Инструмент
|
КПЭ (ключевые показатели
эффективности):
плановые (как должно быть?)
сравнительные (где мы среди других?)
инструментальные (как, за счёт чего
исправлять?)
|
Профессионализм (компетентность);
Команда;
Магазин
|
|
Ресурс
|
Команда и компания
|
Товар и потребности клиента
|
|
Вот одна из иллюстраций из интернета о цели
управления, на примере такого явления в бизнесе, как «управляющая компания».
«Теперь давайте посмотрим, какие услуги оказывают
своим клиентам управляющие компании: во-первых, это самого различного рода
маркетинговые исследования, и рекламные услуги. Во-вторых, это возможная
финансовая помощь и поддержка. В-третьих, консалтинг и аудит. Что эти понятия
значат? Это означает что управляющая компания, как более развитая рассмотрит
нынешние недочеты в организации продаж, управления, и обслуживания, а также
подскажет возможные варианты решения этой проблемы - как смена части персонала,
так и более технологичное оборудование. Наконец, управляющие компании позволяют
вам, отдав лишь небольшую сумму денег, наблюдать за тем, как выращиваемый вами
бизнес набирает нешуточные обороты, качество предоставляемых услуг повышается,
а затраты сходят на нет. В этом и заключается главный смысл для управляющих
организаций любых стран».
Как видим, цель – эффективность.
Хочу обратить Ваше внимание на разделение понятий цель
и результат. В нашем случае, мы под результатом понимаем конкретное прямое и
непосредственное следствие профессиональных действий, которое для сотрудника
является товаром к обмену на цель.
Цель продавца – это то, что продавец получает от
своего клиента – покупателя, если результат продавца эффективный.
Цель управленца – это то, что управленец получает от
своего клиента – продавца, если результат управленца эффективный.
Это позволяет избежать ошибок постановки задач,
определения планов и акцентов контроля.
Деньги выступают на наш взгляд лишь универсальным
эквивалентом целей и универсальной мерой для результатов.
Решение принимают все всегда и на всех уровнях, но
профессиональной функцией это является у управленца. То есть персонал как бы
делегирует управленцу вопросы принятия решения. Смысл делать это есть только в
том случае, если решения управляющего лучше, эффективнее: точнее, быстрее и
гибче. В чем решения управляющего должны быть лучше решения продавцов, а в чём
решения продавцов должны быть лучше, чем решения управляющего? Это
вопрос не праздный. Он, в конце концов, подводит нас к идее, что
продавательские способности и навыки у продавцов должны быть лучше, чем эти
навыки у управляющего. Поэтому управленец не должен делать работу продавцов
вместо них, даже когда чувствует, что может сделать лучше. Более того это
значит что он недостаточно хорошо управляет, в смысле, обучает своих продавцов.
Но и в этом случае управляющий не должен быть лучшим продажником, примерно так
же, как лучший тренер не обязательно должен быть лучшим игроком. Играть и
тренировать это разные смыслы и навыки. Управлять и продавать тоже разные
смыслы и навыки.
В дополнение к этой сентенции вспоминается, как на
тренингах не все легко и сразу принимают идею о задачах управления: нравить +
упрощать + облегчать. Это связано со стереотипными ассоциациями вокруг этих
слов. Обычно подразумевают, что нравится, это тогда, когда в меня вкладывают
ресурсы, и чем больше, тем больше нравится тому, в кого вкладывают. Так
же слово облегчать подразумевает «помощь», когда я даю другому.
На самом деле, нравить работу подчинённому – это не значит
обязательно добавлять подчинённому физических ресурсов, и даже далеко не всегда
помогать ему, тем более не делать вместо него.
Нравить – это заставлять вкладывать ресурсы, чтобы
любили, ценили, дорожили. Это заставлять учиться, убираться и обживаться,
помогать друг другу, отвечать друг за друга. Потому что любить – это вкладывать
ресурсы. Поэтому заставляя вкладывать, Вы питаете его любовь к тому, во что
вкладывает. Любить – это ценить. Формировать ценность - это
воспитывать. Поэтому «заставляйте» персонал вкладывать в свой профессионализм
(а не в свой живот), в команду, в магазин, в компанию, в клиентов.
|