Мы будем исходить из двух посылок.
Во-первых:
Эффективность = результат / затраты
Во-вторых:
Управление – результаториентированное
прияние решения по влиянию на объект.
Рис.1
Таким образом, согласно определению, система
управления предполагает следующие структурные элементы:
1.
Субъект
принятия решения
2.
Объект
(механизм, человек, группа)
3.
Результат
4.
Коммуникация
между элементами
Не углубляясь в метафизику переплетения
понятий цель, результат, эффективность затраты, задачи очертим основные общие
моменты.
Цель бизнеса – деньги.
Задачи бизнеса – это то, что
нужно сделать, чтобы эта цель была достигнута эффективно.
Цель управления – эффективность
бизнеса: восстанавливать, поддерживать и
повышать эту эффективность.
Задача управления – оптимизация
применения ресурсов, увеличивая и улучшая результат и снижая затраты.
Исходя из схемы Рис.1, можем конкретизировать цели элементов системы
управления в составе общей цели. Цель действий объекта управления – это собственно результат компании.
Цель действий субъекта управления – решение на результат объекта
управления, и на затраты по достижению этого результата.
Соответственно, критерии эффективности системы управления могут быть
внешними и внутренними.
Внешние, общие для системы, выводимые из
её результата, т.е. экономические
качественные показатели:
― надёжность бизнеса,
― устойчивость,
― адаптивность;
Внутренние для
каждого элемента системы:
Количественные критерии результата:
― много
(прибыли, доли рынка),
― долго,
― часто;
Качественные критерии СУБЪЕКТНЫЕ,
критерии эффективности решения как результата управления:
― быстрота
принятия решений, решительность,
― гибкость
(универсальность, цена и стоимость решения),
― точность
решения (соответствие критериям цели и критериям управления);
Качественные критерии ОБЪЕКТНЫЕ, критерии оптимальности использования ресурсов, складывающиеся и из
показателей компетентности (подбора и обучения) персонала так и из условий
задаваемых стратегией, стилем, способом (планирования, организации, мотивации и
контроля) управления:
― приятно выполнять задачи (а не отдыхать),
― просто выполнять задачи,
― легко выполнять задачи.
Если под объектом мы подразумеваем группу сотрудников,
то объектные критерии будут включать показатели сплочённости, текучести,
лояльности, коэффициент карьерности и др.
То есть, цель субъекта
управления, управленца – количество и качество объекта управления: команды и
процесса её деятельности:
― количество специалистов, бизнеспроцессов,
структур, документов и т.д.,
― качество знаний, навыков и мотивации
персонала, точность, гибкость, легкость и простота процессов и способов
достижения результата.
Вот эта конкретизация целей управления и даёт нам представление о
задачах управленца.
Как для продавца задача – это удовлетворение потребностей клиента,
чтобы клиент легко, просто и приятно покупал,
Так и
для управленца его задача – тоже удовлетворение потребностей его клиента:
подчинённых, и именно профессиональных потребностей, чтобы продавцы легко,
просто и приятно РАБОТАЛИ.
Исходя
из вышеопределённого, мы можем отметить некоторые основные ошибки в оценке
эффективности управления:
1
. Когда бурная (обычно хаотическая) деятельность, на самом деле представляющая
собой высокую затратность, воспринимается как эффективное управление, то есть,
нет точности в решениях, ибо нет критериев что оценивать, что важно, что имеет
отношение к результату и эффективности.
2.
Когда задачи управления (результат) подменяются способом (процессом). Например,
когда оценивается не лёгкость, простота и
приятность достижения результата, а наличие планов, организационных
схем, наличие списка задач, количество поощрений и взысканий, количество и
объём отчётов и т.п.
3.
Когда руководствуются результатом не меряя затраты. Например, по отчётам
прекратились кражи, но не за счёт оптимизации товарооборота, а за счёт
выкачивания возмещений с персонала, что повлекло за собой рост текучести
персонала и снижение его лояльности и мотивации.
4. Когда упускают целостное восприятие персонал-бизнеспроцессы и решают
проблемы, например, заменой персонала без изменений в бизнеспроцессах.
Этот
список Вы можете продолжить теперь сами исходя из определённых нами критериев
оценки управления.
Просто
задайте себе или своим управленцам простые вопросы:
― Какова Ваша
цель? (Здесь ещё Вам ответят кое-как).
― Каковы Ваши
задачи как управленца? (И смотрите ошибку 2).
― Каков главный
критерий принятия ваших решений?
― Сколько времени
уходит на принятие решений (на совещания, собрания и т.п.), сколько на их
организацию и сколько на их непосредственное выполнение?
― Что конкретно за
последний период Вы упростили, облегчили и понравили в работе персоналу? (Здесь
возможно даже не поймут о чём вопрос и зачем это).
И дальше по
вашим основным показателям эффективности деятельности если они у вас уже
определены и сформулированы.
Из истории: В 1939 г. Бернар утверждал, что для выживания организации существенно желание сотрудничать, способность налаживать общение, существование и одобрение цели. В 1954 г. Питер Друккер охарактеризовал 7 ключевых факторов успеха, которые для достижения эффективности фирма должна отслеживать. Это - удовлетворение спроса со стороны потребителя, социальная ответственность, результативность работников, эффективность руководства, внутренняя производительность, настроение персонала, подготовка руководителей, операционная смета, нововведения. В 1986 г. Питерс и Уотермен в книге "В поисках эффективного управления" выявили 8 факторов, которые характеризуют образцовые фирмы США: верность своему делу (изучение особенностей продукции), ориентация на действие, лицом к потребителю, связь с жизнью, ценностное руководство (традицию близости к производству), простота формы, скромный штат управления, производительность каждого человека (отношение к человеку как к источнику качества и производительности), свобода и жесткость одновременно (в организационной структуре сочетают централизованную и децентрализованную жесткость в отношении важных вещей, лояльность в остальном), самостоятельность и предприимчивость. Обобщив эти исследования Д.Скотт Синк в 1989 г. называет семь основных факторов эффективности: действенность, экономичность, качество, производительность, качество трудовой жизни, прибыльность, нововведения. Если Вы уже знаете, что Вам необходим тренинг по управлению, посетите http://zavalkevich.at.ua/index/trening_upravlencheskikh_navykov/0-8
Вы можете ознакомится с моими книгами о психософии управления на http://zavalkevich.at.ua/load/knigi_i_teksty/2
А также посмотреть и скачать бесплатные видеотренинги на http://www.youtube.com/zle7 и http://www.leonard71.rutube.ru/
|