Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
-Все Знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Киплинг в переводе Маршака)
Выяснение потребностей и мотивов второй логический (следует из первого и нужен для третьего) этап в процессе коммуникации. Главными навыками в нём являются умение грамотно задавать вопросы и грамотно слушать ответы. Вместе с тем, в этой главе я хочу сделать акцент на владении вопросами вообще. Потому что вопросы можно и лучше использовать везде и всегда, на всех этапах коммуникации. Потому что вопросы - это самый умный, вежливый и хитрый способ эффективного общения.
Мудрые психологи и священники больше помогают людям, когда задают глубокие и тонкие вопросы, а не дарят советы. Например, в ответ на вопрос о том, делать или не делать, отвечают: «Что будет, если ты сделаешь, и что, если не сделаешь?»
Вежливые просьбы – это просьбы-вопросы, типа «Вам не сложно прикрыть окошко?», а не «закройте окно».
Самая манипулятивная техника влияния – это вопросы. Хитрые женщины не просто выпрашивают, а манипулируют, типа «ты меня любишь?», «ну ты же мужчина?», «ты что, позволишь себе опозориться, дашь им обойти тебя?», «ты вообще способен сделать женщине подарок?»
А политики ничем не хитрее хитрой женщины. «Вы хотите жить достойно?», «Вы достойны счастья?», «Нам нужны перемены?».
Психологическая гибкость как основа психологического здоровья и поведенческой гибкости непосредственно имеет отношение к состоянию интереса, а интерес – это всегда вопрос. Задаться вопросом и задавать вопросы в ответ – самая гибкая реакция на любые, особенно негативные, стимулы. Вспомните хотя бы «Ну и что?».
Когда вами манипулируют, предлагая что-то сделать, спросите «Зачем это мне?». Если это что-то толковое и конкретное и действительно имеет отношение к вам – делайте. Если нет, так и отвечайте: «Почему вы решили, что это мне нужно? И почему Вы, а не я, решили, что Вы будете решать, что мне нужно?»
Если Вы руководитель, и к Вам приходит сотрудник как шефу с просьбой, а Вы ему в ответ простые вопросы «В чём суть? Что необходимо для решения? Что ты для этого сделал?». Глядишь, а уже после третьего вопроса сотрудник и не просит ничего, а если аргументирует просьбу дальше – хорошо, значит просьба дельная.
Ориентировочный рефлекс один из базовых у всех животных, представляет собой вопросительное состояние «Где я? Что это? Как это?». Интерес – основа развития всех животных.
Я каждый раз с интересом замечаю, как в ответ на родительские нравоучения дети очень часто не реагируют пониманием. И совсем наоборот, вдруг включают мозги, что-то думают, отвечают и потом делают в ответ на вопросы. Например, когда мама, вместо слов «послушай, правильно будет сделать вот так…», спрашивает ребёнка «Как ты думаешь, почему так делать нельзя? А зачем делать правильно? А правильно это как?» любые нравоучения выключают внимание ребёнка, и лишь искренние вопросы включают его сознание. Искренние, это с желанием понять – как и зачем ты это сделал, а не с целью вызвать чувство вины, типа, «ты почему, негодяй это сделал?» и, не дожидаясь ответа, по жопе.
Научить нельзя, можно только научиться. Учиться – это задавать вопросы и задаваться вопросами (интересоваться). И грамотный учитель не просто информирует, а стимулирует понимание вопросами. В итоге больше получает не тот кому рассказывают, а тот, кто спрашивает. Поэтому в воспитании очень важно приучить ребёнка не бояться задавать вопросы.
Вопросы везде.
Вопросы всегда развивают, а утверждения чаще ограничивают.
Юмор и вопросы, на мой взгляд, самое человеческое в общении, ибо свои правила, вежливость, подстройка и другие техники непосредственно присутствуют и в общении животных.