Пятница, 22.11.2024, 20:32 | RSSnull
Завалкевич Леонард Эдуардович
Меню сайта
Наш опрос
ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НАЙТИ НА ЭТОМ САЙТЕ?
Всего ответов: 372
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Блог


Главная » 2010 » Октябрь » 11 » С_ложные вопросы
11:17
С_ложные вопросы


Сложными вопросами я называю вопросы, которые усложняют общение. В разных книгах по технике общения и продаж можно найти массу информации о вопросах и правильном задавании вопросов. Десяток классификаций по форме, содержанию, функциям, целям набивают мусором головы читателей. Открытые, закрытые, ориентирующие, риторические, альтернативные, уточняющие, проясняющие, провокативные, ситуативные, проблемные, извлекающие, встречные, гипотетические, конфронтационные, рефлексирующие, наводящие, условные, резюмирующие, закрепляющие и разные другие. И не запомнишь все, а как же применять их?

Вид вопроса

Пример

Комментарии

ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

Вы хотите дороже?

Предполагают ответ «да» или «нет»

ОТКРЫТЫЕ

Для чего, почему, как, где, когда, что, зачем, в чём…

Предполагают возможность развёрнутого ответа

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ

Вам рассчитаться удобнее наличными или карточкой

В тебе уже больше уверенности, чувствуешь? (или не чувствуешь)

На самом деле вопрос скрывает (предполагает)  уже готовое  (внушаемое) решение рассчитаться, определение «ты уже увереннее»

ПРОБЛЕМНЫЕ

Вы можете объяснить основания для сомнения?

Ориентированы на выяснение сути проблемы

ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ

Что, если ...? Почему бы и нет, а?

Предполагают желаемые возможности

РЕФЛЕКСИРУЮЩИЕ

Вы имеете в виду…?

Проверяют  понимание

НАВОДЯЩИЕ

Может, Вы хотите чтобы…?

Подсказывают нужное решение

УСЛОВНЫЕ

Вы согласны его взять, если он идеально Вам подойдёт?

предполагает смысл только при некоторых условиях

ПРОВОКАТИВНЫЕ

Вы действительно уверены, что хотите именно такую модель?

Незаметно побуждают к нужной реакции

КОНФРОНТАЦИОННЫЕ

Разве Вы не понимаете, что это важно?

Вскрывают потенциальные возражения и конфликты

ВНУШАЮЩИЕ

Насколько приятно Вам чувствовать себя сейчас?

 

Вы знаете, почему это гораздо полезнее?

В некотором роде «альтернативный» вопрос, типа, «Вам очень хорошо, или сильно хорошо

Мнение о полезности безапелляционно, осталось лишь понять основания для этого

РИТОРИЧЕСКИЕ

А был ли мальчик? Быть иль не быть?

Разве бывают некрасивые девушки?

Сколько лет, сколько зим?

 

Программирующая очевидный ответ  или реакцию известная банальность, замаскированная под вопрос

СКРЫТЫЕ 

Интересно, Вы сами могли бы без меня найти объяснение этому?

Способ дать команду в виде личного размышления в обход сознательной критики собеседника

ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ

Согласны? Хорошо? Точно?

Закрепляют ответственность

 

 

 

Мною приведена не классификация вопросов, а лишь примеры из классификаций по разным основаниям.

Механизмы влияния вопросов хорошо описаны в литературе об «NLP».

Техники вопросов представлены в самой широкой литературе. Например техника применения в диалоге наводящих вопросов представлена ещё Платоном  в «Сократовских диалогах».

«Воронка продаж»: 

обзорные вопросы,

уточняющие,

фокусирующие (закрепляющие).

«Воронку продаж», или технику  выяснения от общего к частному мы ещё вспомним немного ниже.

Метода «АПИНА»:

Аналитические (о ситуации с обучением вообще)

Проблемные (актуальные проблемы и задачи подготовки персонала)

Импликативные (наводящие)

Наживные (о выгоде)

Апофеозные (заключительные, например, о времени визита).

«АПИНА» тоже представляет собой модификацию выяснения и формирования потребностей путём продвижения от общего к частному.

Большая часть детективов с расспрашиванием  подозреваемых и перекрёстным допросом. Тоже от общего к частному.

Прежде чем Вы научитесь владеть вопросами, полезно научиться обращать внимание на то, как Вы обычно спрашиваете. И здесь знание разных видов и типов вопросов может помочь понять, почему и как вы добиваетесь нужных или обратных результатов.

Например, у ведущего телепередачи «Сам себе режиссер» всегда какие-то кривые беседы с гостями получаются, как будто их специально косноязычных, замкнутых и неразговорчивых подбирают для передачи. На самом деле ведущий просто всегда задаёт закрытые вопросы, а ими сильно не разговорить собеседника.

Вместе с тем грамотное владение закрытыми вопросами тоже может быть очень эффективным инструментом. Поупражняться этому можно, например, в игре, всем известной как «Данетки» или «Ситуации».

Это логическая игра-головоломка, в которой ведущий описывает некую странную, загадочную ситуацию, или концовку запутанной истории. Игроки должны восстановить всю историю, разгадать, как  получилась  данная ситуация. При этом игроки могут задавать только закрытые вопросы, на которые ведущий может отвечать только «Да» или «Нет». 

Примеры ситуаций.

СИТУАЦИЯ. Два джигита соревнуются, чей конь придёт к финишу последним. Дело не идёт, оба стоят на месте. Обратились за советом к мудрецу. После этого поскакали во весь опор.

ОТВЕТ. Мудрец посоветовал обменяться конями.

 

СИТУАЦИЯ. Она спросила его: «Ты меня любишь?». Он ответил и они разбились.

ОТВЕТ. Воздушные гимнасты под куполом цирка. Она держалась за него, а он зубами за трапецию.

 

СИТУАЦИЯ. Гараж десять на десять метров. Потолок на высоте 3 метра. В центре потолка крюк небольшой, на котором в короткой петле висит человек, ноги от пола на высоте более метра. Гараж пуст, полок, лестниц мебели нет, окна и ворота заперты изнутри.

ОТВЕТ. Повесился, встав на куб льда, который потом растаял и испарился.

 

СИТУАЦИЯ. Инженер в гостинице не мог заснуть до полуночи. Набрал номер по телефону, ничего не сказал и спокойно заснул.

ОТВЕТ. Позвонил соседу за стенкой, который громко храпел.

 

Когда Вы сыграете в эту игру, то сможете сделать простые выводы:

1.       В вопросах необходимо двигаться от общего к конкретному. От «Это, вообще, возможно?», «Вообще, это было сделано с помощью  чего-то?» до «Было конкретно вот это…?», «Это произошло именно вот так?»Общие вопросы – это вопросы, которые легко начинать словами «ну а вообще…?»

2.       Внимательно слушать ответы, в каждом «да» и «нет» подсказка.

3.       Чем проще вопросы, тем легче отвечать. Мы часто мешаем себе и путаем клиента, когда выясняем информацию  мотивирующими, альтернативными, негативными вопросами, на которые клиент в принципе не может или не готов просто и однозначно ответить.

 

Более прикладной для продаж вариант игры. Двум участникам-клиентам выдаются одинаковые задания, например: «Вы хотите синий, приталенный костюм с зауженными брюками на одну пуговицу». Две команды одновременно начинают. Каждая своему «клиенту» задает закрытые вопросы на «да» и «нет». Какая команда быстрее определит, что хочет клиент.

 

Для упражнения с открытыми вопросами можете в парах или опять же в командах выяснить, что партнёр-клиент любит делать больше всего. Кто больше, подробнее и быстрее добудет информацию. Нельзя просить «расскажи о…», можно только спрашивать, и нужно молчать, когда вопрос требует однозначного ответа «да» и «нет».

 

Наша задача, не запомнить, когда какие типы вопросов нужно задавать, а понять, о чём спрашивать и на что обращать внимание в ответах. И первым шагом к этому будет понимание смысла вопросов вообще.
Просмотров: 1398 | Добавил: leonard71 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:


Корзина
Поиск

Календарь

«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Мои книги
  • Мои видео тренинги
  • Кулинарные рецепты
  • Рейтинг@Mail.ru