Неуверенный человек по определению не
может быть открытым. На тренингах всегда учат, что для того чтобы чувствовать
уверенность достаточно верить в свой продукт, товар, в компанию и в себя, свои
способности, права и возможности. Основанием веры есть знание или желание. Вы
можете точно не знать, есть ли Бог, но если очень хочется, то этого достаточно,
чтобы верить в него.
Вы можете даже точно знать, что Вы, ваш товар и ваша
компания не самые лучшие. Но если Вы искренне хотите быть самым лучшим
профессионалом, работать в самой лучшей организации и продвигать самое лучшее,
Вы уже верите, что у вас всё получится,
и что компания достойна найти пути к успеху, и ваш товар лучший в своей нише
цены и качества.
Вы это легко почувствуете, когда поймёте разницу
между правдой и истиной. Когда вспомните, что Ваш родной дом самый лучший не
потому, что самый большой и богатый, а потому что ВАШ. Ваш ребёнок самый лучший
только потому, что он ВАШ и только потому, что Вы хотите, чтобы он был самым
лучшим. Точно так же и МОЙ магазин, МОЙ товар, МОИ клиенты самые лучшие для
МЕНЯ.
Правда в том, что у конкурентов есть преимущества.
Истина в том, что моё лучшее, только потому, что оно
моё.
В крайнем случае, Вы можете просто верить в ваше
право тоже иметь свою, пусть небольшую, долю в успехе, верить в своё право не
быть супердорогим бутиком, верить в то, что и на ваш товар есть свой
покупатель, верить в то, что Вас тоже любят такими, какие вы есть.
Знание своих прав, после желания, второе достаточное
основание для уверенности. Нет ничего приятнее, чем осознавать, чувствовать и
пользоваться своими правами ошибаться и исправлять ошибки, правами быть
особенным и оригинальным, правами интересоваться и информировать.
Единственное, чтобы не сойти с тормозов, нужно
помнить, что любое ваше право ограничивается точно таким же правом других.
Иначе говоря, что посеешь, то пожнёшь. Начнёшь наглеть – нарвёшься на ещё
большего наглеца.
Ещё одной причиной неуверенности является одна
широко распространённая иллюзия о плохом товаре. Продавцы часто сомневаются в
своём товаре, пеняя на жалобы клиентов, мол, только одни жалобы слышим.
Действительно ситуация иногда так выглядит. На самом деле всё не так.
Представьте, что у вас сегодня было 100 посетителей.
30 из них купили и были довольны, а двое
пожаловались.
Когда хорошо – это норма. Когда нормально, клиенты
обычно просто молча уходят удовлетворённые.
Когда человек не удовлетворён – это не нормально и
тогда клиент жалуется. Как в анекдоте про немого ребёнка, который вдруг за
завтраком неожиданно заговорил и пожаловался на холодный чай. Когда родные
обрадовались и спросили, почему же он раньше не говорил, тот просто ответил,
что просто раньше всё было нормально, и чай всегда был горячий.
30 нормальных (хороших) продаж – 0 похвал.
2 плохие продажи – 2 претензии.
В итоге у продавца складывается впечатление, что за
день были только одни жалобы. Такую вредную иллюзию лучше заменять на одну
очень полезную.
У некоторых продавцов случается комплекс
неполноценности на почве неуверенности в достоинстве своей профессии. Возможно
это родительские отголоски совковой боязни торгашества, или опыт общения с
«продвинутыми» клиентами. В любом случае есть хорошее лекарство против этого.
Представьте, что Вы «Поставщик двора его величества». Это и есть полезная
иллюзия.
В ответ на упрёк или сомнение клиента можно
произнести что-то типа:
-
Да, я вас
понимаю, наверно это важно. Но вот вчера опять заходила дочка президента, и ей
приглянулась как раз эта модель.
Вряд ли кто-то надумается проверять, а дворники,
садовники, повара и поставщики «двора его величества» - это серьёзные и
уважаемые люди-профессионалы, к которым очень даже прислушиваются. И даже если
у вас совсем не царский товар, никто не мешает Вам представить, что президент
или кто-то из его родни иногда захаживают к вам в ярмарку, или праздник руку
пожать перед камерами, или специально для ностальгии своей мамы чего-то
простого народного прикупить.
Таким образом,
уверенность – это, с одной стороны, точное знание, опыт, желание. С
другой стороны, это может быть и полезным «обманом», иллюзией. А вот с третьей
стороны, можно быть уверенным, и не зная, и не умея, и не обманываясь.
Вспомним формулу поведенческой реакции. Реакция = стимул
× словесная оценка
Уверенный человек просто умеет слова страха и
опасения по поводу ситуации-стимула переделывать в слова пользы, позитивного
смысла, выгоды. И неважно где нужна уверенность в магазине с покупательницей
или для знакомства с девушкой.
Словесная
оценка ситуации неуверенного человека – боюсь подойти к ней, потому что
|
|
Словесная
оценка ситуации уверенного человека – подойду, потому что
|
Слишком дорогая
|
|
О, это ж как раз и интересно
|
Слишком строгая
|
|
Вот, как раз нуждается в лёгком
общении
|
Слишком хмурая
|
|
Вот я и развеселю
|
Слишком стеснительна
|
|
Вот я и подниму ей самооценку
|
Слишком замкнутая
|
|
Значит, я первый у неё буду
|
Слишком красивая
|
|
Именно то, что мне нужно
|
Уже имеет наверно
|
|
Зато мой вариант лучше
|
Стыдно у всех на виду подходить
|
|
Вот именно, чтобы завидовали
|
Это, что касается внутренних оснований уверенности.
Что же до навыков выглядеть уверенно, демонстрировать уверенность, то это ещё
проще.
Запомните три основных показателя уверенности:
голос, взгляд и видимые движения тела – позы, жесты и мимика.
Есть масса интересных книг на тему невербального, то
есть, несловесного поведения. На первое время достаточно помнить, что из двоих
во всем остальном одинаковых, кто говорит чётче с расстановкой и громче, тот выглядит уверенней. Достаточно громко,
чтобы не прислушиваться к словам, но не орёт. Тихий слабый голос и крик –
признаки неуверенности. Крикливая злоба, агрессия вообще симптомы комплекса
неполноценности и являются гиперкомпенсацией неуверенности.
Как и в голосе во взгляде людям не нравится с одной
стороны слабость, с другой агрессия. Слабый взгляд это взгляд, бегающий по
сторонам, за пределами собеседника. Агрессивный взгляд – это уставленный в одну
точку, лоб, нос, особенно прямо в глаза или демонстративно оценивающий. Надо
заметить, что взгляд самый чувствительный детектор и сигнализатор
психологических манипуляций, психологического вампиризма. Если Вы
доброжелательны к собеседнику, но вам неприятно, неловко, неудобно спокойно без
напряжения смотреть в глаза ему, то, скорее всего, он вами манипулирует.
Уверенный взгляд – открытый к выражению и
восприятию, в пределах лица собеседника. Рассматривающий лицо, глаза, рот, уши,
эмоции, ибо важно видеть какую реакцию я вызываю своими словами. И если предмет
разговора рядом, то абсолютно нормально и логично смотреть ещё и на него.
Уверенная поза – это буквально открытая, ни чем не
закрытая, ни скрещенными руками или ногами, не спрятанная за стол, прилавок.
Политикам в народе, например, рекомендуют даже расстегивать пиджак и верхнюю
пуговицу рубашки. Вам достаточно не прятаться за руками и не прятать руки.
Человек скрещивает руки и ноги в четырёх случаях:
1)
Если сволоч, замыслил что-то нехорошее и
скрывает;
2)
Если наоборот, стесняется, подозревает,
неуверен, защищается;
3)
Если холодно;
4)
И когда было много пива J.
Важно то, что если
вы видите закрытого человека, то не торопитесь обвинять его, скорее всего, ему
неловко, холодно и пиво подошло. Но если Вы стоите в закрытой позе, то
вероятнее всего незнакомец заподозрит вас в нечестности и сам закроется от
общения.
Слабые позы, кроме того, что прячут и прячутся,
буквально выражают слабость опущенными плечами и головой, неловкими, неточными,
лишними движениями рук. Чтобы этого не было достаточно занять руки. Ручкой и
бумагой, или возьмите в руки товар, ходите, трогайте, щупайте, поправляйте,
настраивайте его, протирайте прилавок. Дайте рукам то, для чего они
предназначены.
И так уверенность – это открытость и спокойствие. Но
именно спокойствие, как активная полная энергии уравновешенность, а не
расслабленная пассивность и слюни.
Следите, чтобы ваш голос, взгляд, мимика, поза, жесты всегда говорили клиенту о том, что Вы полны энергии, активны, уравновешенны и открыты. Подбородок поднят, на лице понимающая улыбка,
спина прямая, плечи открыты развёрнуты. Руки не прячутся и не прячут, открыты и
делают своё дело: трогают, поправляют, показывают… Обе ноги одновременно ровно
держат тело.
Помните, мы уже говорили, что люди руководствуются в
выборе в первую очередь понятием приятно, а не правильно. Я, и уверен Вы тоже,
не раз был свидетелем того, как в решении конфликтных ситуаций между
справедливым неврастеником и уравновешенным подлецом, в подавляющем большинстве
случаев побеждал спокойный подлец. Спокойно объясняющиму и внимательно
слушающему негодяю и суд, и присяжные, и общественность, и просто соседи и
свидетели склонны симпатизировать и доверять быстрее и больше, чем
справедливому, правдивому, но брызжущему слюной, орущему и неслушающему других
бедолаге. Потому что спокойно приятно, а агрессивно пусть и правильно
неприятно.
А как
же тогда отстаивать свои права и критиковать несправедливость и неточность?
|