Уверенность и открытость создают почву для ещё одной
важной техники установления, развития и поддержания контакта – ассертивности. В
целом ассертивность предполагает как бы презумпцию невиновности в отношении к
другому, то есть, как бы каждый изначально хороший, но все могут и имеют право
ошибаться, в том числе и Вы, конечно. Мы ассертивны, когда например, осторожно
поправляем по-настоящему любимого человека. Психологи совершенно однозначно
утверждают, что любое поведение любого человека вытекает из позитивных
намерений, но вот способы реализации могут быть ошибочными. Другими словами,
даже если собеседник грубит вам и делает больно, то в причине его действий
лежит существенная для него неприятность, которую он хочет устранить, и то, что
он делает - это единственный известный и
доступный ему способ решить свою проблему.
Понимание и принятие позитивности в
намерении любого человека лежит в основе ассертивности. Поняв позитивное намерение
можно найти другие более конструктивные способы поведения. Ассертивность
оптимальный способ разрешения конфликтной ситуации. Ключевыми позициями этого способа являются
представления:
1.
Человек ≠ его поведение,
2.
Я хороший + ты хороший (в отличие от агрессии «я
хороший – ты плохой» и вины «я плохой ты хороший»)
3.
Доброжелательно к человеку + критично к
поведению.
Принципы ассертивности:
·
принцип принятия – принимайте факт как данность,
которая имеет причины и которую можно понять, принятие – это условие дальнейшей
трансформации ситуации и утилизации (использования);
·
безоценочности – описывайте действия и своё
отношение к ситуации, а не оценивайте личность собеседника; анализируйте
поведение, а не вешайте ярлыки на людей: сделал не точно ≠ дурак.
·
возможности – оперируйте модальностями
возможности, они открывают глаза, раскрепощают, придают энергию, не принуждая
при этом;
·
желания – с одной стороны, выражайте свои
желания, а не ведитесь на стимулы нападающего, с другой, ищите в желаниях
критикуемого позитивное намерение;
·
прояснения – уточняйте, спрашивайте, проявляйте
интерес и участие к человеку;
·
позитивности – формулируйте ответы позитивно,
демонстрируйте эмпатию, благодарите, выражайтете пожелания, проявляйте добрый
юмор;
·
конструктивности – предлагайте взаимовыгодные вариант
реального простого решения.
Поведение
жертвы
|
Агрессивное
поведение
|
«проигрыш »
|
«выигрыш »
|
«выигрыш »
|
«проигрыш »
|
-
низкое самоуважение
-
ты не отстаиваешь свои взгляды
-
чувство тревоги, беспокойства
-
ты загнан «в угол »
|
-
ты вовсе не обязан всегда выигрывать
-
ты легко приспосабливаешься
-
ты не чувствуешь себя виноватым
-
ты не расстраиваешь людей
|
-
высокое самоуважение
-
ты получаете желаемое
-
ты выражаешь свои потребности
-
люди не получают «фору » и не подавляют
|
-
ты оказываешься в изоляции
-
ты не популярен
-
ты обижаешь других
-
ты подавляешь
|
Вызывает жалость
|
Ассертивное поведение
Вызывает доверие,
уважение и благодарность
|
Вызывает вину
|
Чувство жалости и вины – первые признаки того, что Вами
манипулируют. Это хороший повод перейти к способам гибкого общения, которые
представляют собой формы ассертивного поведения.
Доброжелательность
+ Критика + Помощь = Ассертивность
Ассертивность
→ доверие, уважение и благодарность
Вот разные более или менее ассертивные, без обиды и
злости, варианты ответа на неконтакт клиентов, подслушанные мною в разных
местах.
-
Просто
меня учили, что предлагать помощь – это вежливо.
-
Если вы не
купите, я на вас не обижусь. J
-
Если
дружить с продавцом, он подскажет, какая колбаса свежая.
-
Мне неловко,
когда Вы так сердитесь, я не то сказала?
-
Мне
показалось, Вы сердиты, или это я Вас рассердил?
-
Просто
посмотреть и ВСЁ?! И что бы вы хотели у нас посмотреть?
-
О! я люблю
помогать смотреть, с чего начнём? J
-
Ну як Вы
не розумієте, просто мені більше всіх треба, я строюсь. J
-
Мне просто
понравился ваш умный спокойный взгляд.
-
Вы мне
просто понравились.
Если после вашего вежливого, улыбательного и
доброжелательного реверанса пациент огрызается или уходит совсем, поздравляю,
вы быстро и легко разоблачили «врага» и избавились от ненужного балласта,
который бы иначе отвлекал бы Вас от покупателей и забрал бы много времени зря.
А иногда я говорил, что-то, типа, «Вы хотите от меня
что-то спрятать?» и если уходили из магазина, я у меня оставалось чёткое
чувство, что я предупредил воровство, а если удивлялись и оправдывались, я
просто переводил в шутку и даже легче после этого было выйти на более личный
уровень общения.
|