В самом
общем виде задачей управления является следующее:
Через цикл обратной связи оптимизировать
функционирование и как следствие (цель) повышать эффективность деятельности.
Поскольку
эффективность это отношение результата к затратам, то
Во-первых,
не цель оправдывает средства, а результат
оправдывает затраты.
У кого
цель оправдывает средства, тот часто говорит, мол, ничего, что фигня вышла, я ж
хотел как лучше. … А если фигня – это человеческие жизни?
Тот у
кого результат оправдывает затраты понимает ответственность. Отвечает за свои
действия, то есть дает ответ, решает стоящие перед ним задачи, принимает
решения.
Во-вторых,
задача управления сводится к двум подзадачам: повысить результат и снизить затраты. Именно, так называемые,
целеустремлённые не переживают затраченными ресурсами, могут пойти по трупам. А
результаториентированные склонны к соизмерению цены результата, его стоимости,
а значить на сколько верна цель, и приходят к идее оптимизации достижения цели.
Повышение результата.
Критерии
результата – количество и качество продукта деятельности.
-
Физический
продукт – товар, энергия;
-
Информационный
продукт – управленческое решение, аудио, видео, вербальный
или знаковый текст;
-
Психологические
образования – понимание, навык, умение, отношение, мотивация, привычки,
способности, склонности.
Количественные: больше, быстрее, чаще, дольше.
Качественные:
точнее – измеримые качества, вернее – определённые свойства в соответствии с
целью, выгодой, миссией и видением.
Снижение затрат.
Ресурсы:
физические, информационные, психологические
-
физические –
средства, инструменты, энергия, вещи, деньги
-
информационные –
источники знания, содержание документов
-
психологические –
эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие.
Психологические
критерии неэффективности:
-
на уровне эмоций
не нравится, неприятно;
-
на уровне
мышления сложно, например, для понимания;
-
тяжело буквально,
физически.
Теперь
перейдем от задач к способу её решения. Вообще чтобы задачу решить по
определению необходимо знать:
-
что дано;
-
вопрос;
-
способы решения.
Даны
всегда определённые ресурсы в конкретной ситуации
Вопрос
всегда о том, как в данной ситуации (условия и средства) повысить
эффективность.
Способ
предполагает стиль, стратегию и тактику действий. Сами действия это действия по
целеформированию, выбор и влиянию. В классическом варианте это стиль, стратегия
и тактика планирования, принятия решения, организации, мотивации и контроля.
Планирование,
принятие решения, организация, мотивация и контроль это не сами задачи, а
способы решения задач. Когда менеджер
считает своей задачей планировать, решать, организовывать , а не повысить эффективность, то в итоге вместо
результата оправдания и формальные показатели: «вот план, я задачу ставил,
действовали согласно инструкции, всем всё доведено под роспись, все наказаны, похвалены
и проконтролированы»…, а результата нет.
В гипермаркете
менеджеры ездят на роликах, так быстрее, проще перемещаться по большой площади,
выполняя свои задачи. Уметь ездить на роликах это не задача менеджера, а способ
эффективнее решать менеджерские задачи. Так и планирование-контролирование само
по себе не есть непосредственная и существенная задача менеджера, а способ
решения непосредственной задачи: упрощать-облегчать-нравить работу подчинённым.
Таким
образом, решение будет оптимальным, если управленец сможет:
Точно
определить «дано», условия и средства, инструменты и ресурсы.
Перечислите и
чётко определите все условия и ресурсы.
Точно и верно
сформулировать вопрос, что конкретно будет результатом и затратами.
Что хочет от
вас руководство, что хотите от подчинённых. Что в этом результат (что нужно
увеличивать) и где здесь затраты (что нужно уменьшать).
Овладеть
достаточно большим набором способов для гибкого функционирования. При этом сами
способы должны быть объективно универсальными, субъективно простыми, легкими и
приятными.
Перечислите все возможные способы (способы
влияния на элементы ситуации управления) и субьективно оцените их по психологическим
параметрам эффективности: приятно, просто, легко.
|