Как просто, легко, быстро и результативно понять, что есть система обучения?
На самом деле суть её можно представить простой матрицей:
№
|
Вид обучения (подсистема)
|
Кто учит
|
Кого
|
Чему
|
Когда и где
|
Как
|
Результат
|
1
|
Введение и стажировка
|
Руковод.
специалисты
|
Сотр. Офиса
|
Обязанности и права, функции и взаимодействие
|
После оформления, офис
|
Рассказ, изучение документов, практика
|
Профадаптация , решение на прохождение испыт. срока
|
управл-ий
|
Офис, магазин
|
Управл-ий,
Старш.продавец
|
продавец
|
Магазин
|
2
|
Повышение квалификации
|
Тренер,
|
Управл-ие,
продавцы, сотр. офиса
|
Методы и техники мастерства
|
По графику, центр обучения
|
тренинг
|
Более высокие результативность, мотивация, лояльность
|
управляющие
|
продавцы
|
Магазин, до и после работы
|
Занятия, минитренинги
|
3
|
Наставничество
|
Старший продавец
|
продавец
|
Особенности деятел-сти
|
Постоянно, магазин
|
Поддержка
|
Адаптированность, резуль-ть
|
4
|
Целевое, оперативное
|
Тренер, специалист
|
По заявке и согласованию руководителей
|
Тренинг, заняие
|
Целевое решение
|
5
|
Внешнее, специальное
|
Внешн. провайдеры
|
По заявке и согласованию руководителей
|
Тренинги, курсы
|
Повышение квалифициров-сти
|
Вариант процесса
обучения (этапы):
Изучение потребности > Моделирование компетенций > Оценка
> Обучение > Оценка > Сопровождение > Решение >
Система обучения подразумевает наличие базовых элементов
процесса обучения:
Программа + план + раздатка (рабочие тетради) + шаблоны
(стандарты) + тест + зачётка
Все представленные компоненты являются системными
образованиями, так как обладают всеми критериями системности:
1)
структурностью и сложностью, поскольку система обучения состоит из
многих компонентов (подсистем), которые в процессе обучения вступают в
определенные взаимоотношения друг с другом и со средой как целостные
образования, находящиеся в определенной иерархической зависимости;
2) целостностью, так
как все элементы системы обучения (подсистемы) в своей совокупности
представляют диалектическое единство и в то же время характеризуются
относительной самостоятельностью;
3)
целенаправленностью, с которой тесно связана функциональность системы,
поскольку под функциональностью мы понимаем способность реализации системы в
процессе обучения под влиянием поставленной цели. Функцией системы обучения,
объектом которой является иностранный язык, выступает обучение языку как
средству общения. Характер же обучения, выбор его стратегии и тактики
определяется целью обучения, которая диктуется социальным заказом общества;
4) открытостью, так
как, находясь в состоянии постоянного развития, система обучения испытывает
влияние со стороны среды и готова включать в свою структуру новые компоненты.
Подводные камни:
Если присутствует большая текучесть персонала от 70%
регулярные систематические плановые занятия теряют свою эффективность, не
охватывают критически важное количество персонала, и регулярное обучение нужно
превращать в оперативное, целевое и тогда план обречён на постоянное
корректирование. В этом случае просто нужно принять решение считать план
гибким. И предусмотреть это в других планах и решениях.
Из-за жесткого плана обязательного бучения может снизиться
оперативная результативность некоторых срочных задач. Вместе с тем, бизнес,
компания выигрывают стратегически, получая (благодаря синергетическому эффекту,
когда система элементов много больше чем сумма этих эллементов):
надёжных долго-квалифицированных
специалистов, общая эффективность которых намного перекрывает выгоды от решения
ситуативных задач.
более высокую лояльность
персонала,
дополнительную мотивацию
обучаемых,
повышение дисциплины.
|