Кто, что, какой, как, где, когда конкретно
|
МЕТАМОДЕЛЬ (карта
не территория) Одна из причин деструктивного взаимодействия –
взаимонепонимание, которое, как правило, является следствием неточной и
неверной речи, то есть, употребления «неправильных» слов, или «неправильного»
употребления слов. Эти ошибки приводят к трём возможным ошибкам:
Ошибки: - обобщения,
- упущения,
- искажения
Отсюда три задачи по восстановлению взаимопонимания: Задачи: - прояснить,
- выяснить,
- уточнить
Другими словами, ответить точно на вопросы почему, зачем, конкретно кто, что, где, когда, какое, сколько, как, чем и с чем хочет, может или должен делать.
|
карта
|
рекогносцировка
|
|
Они всегда злые
|
Когда обычно это бывает?
Кто они?
Что значит злые? Злиться – это что делать?
|
|
Никогда не знают, чего хотят
|
Как ты это узнаёшь?
Вообще никогда?
Что значит знать «чего хочу»?
|
|
Приходится через силу
|
А что будет, если сделать не через силу?
Для чего ты это делаешь?
Почему приходится?
Что значит приходится?
|
|
Мне некомфортно
|
Где, в каком месте?
Что значит не комфортно? А как?
Когда? От чего?
|
|
Она лучше
|
В чём конкретно?
По сравнению с чем?
Лучше для чего?
|
|
Она злая
|
Где? Когда? Как ты это узнала?
Быть злой – это что делать?
Насколько она злая? По сравнению с чем? Для чего?
|
|
Я не люблю наглость
|
Не любите, а что? Не любите – это что делаете? Как это не любить?
Как часто ты не любишь? Ты
любишь «нелюбить»?
Какую именно наглость? Что ты называешь наглостью?
|
|
Плохо, что это так
|
Кто считает, что это плохо?
Для чего, по сравнению с чем?
|
|
Я ей не нравлюсь
|
Откуда ты это знаешь?
Тебе выгодно так думать, говорить?
Что тебе об этом говорит?
|
|
Вы меня не уважаете
|
Чем? Как? Что я тебе сделала?
|
|
Они меня разозлили
|
Как часто ты злишься?
|
|
Она на меня кричит, значит, я ей не нравлюсь
|
А когда кричат на того, кто нравится?
Что ещё это может означать?
|
|
Если бы Вы знали, то ценили бы меня
|
Как ты знаешь, что я не знаю? Что значит «ценили бы»?
Что ты такого делаешь, что не даёшь себя ценить, знать?
|
Подобное "раздупление" вопросами различных деструктивных, негативных просьб, выводов, жалоб, претензий и упрёков позволяет открыть злаза на их их ограниченность. После таких расспросов оказывается, что не всё плохо, везде и всегда, а просто всё можно делать к месту и ко времени, и более адекватными способами. Оказывается всё можно исправить, потому что там где виделись одни ограничения, начинаешь замечать различные ресурсы и инструменты, и вообще, в жизни появляется больше радости и оптимизма. Попробуйте, начните с себя. Запишите все свои мысли, убеждения в которых присутствуют "всегда", "никогда", "везде", "все", "никто", "плохо-хорошо", "можно-нельзя". Вы увидите, что, например, любое "плохо" как минимум состоит из целого набора: нравится-не нравится, полезно-вредно, приятно-противно. А сейчас попробуйте подобрать, что подходит к описанию "не нравится, но полезно и приятно". Поиграйте, попробуйте описать всё, что Вы сейчас делаете и имете сочетанием этих трёх категорий. Как бы это странно не прозвучало, но Вы начнёте не просто быть более эффенктивным коммуникатором, но и начнёте понимать смысл жизни :)
|