Психологическая
гибкость связана с такими понятиями
как психическая подвижность, пластичность, текучесть, изменчивость, лабильность
психических процессов, состояний, свойств и образований; широкий набор
поведенческих реакций и умений, нестандартность
решений, дивиргентность (многовариантность решений) мышления, креативность (творчество).
Американский психолог Т.Миллон, определяя понятие
психологического здоровья и расстройства, которым руководствовались авторы
«Библии американской психиатрии» и
составители Диагностического и
Статистического справочника умственных расстройств DSM – IV, отмечает,
что «если индивидуум способен гибко взаимодействовать с
окружающими, если обычные действия и впечатления приносят ему удовлетворение,
тогда мы смело можем отнести этого человека к нормальному или здоровому типу
личности, и напротив, если на повседевные задачи индивид реагирует негибко или не выполняет их, а также, если обычные действия и
впечатленияприводят к дискомфорту или лишают человека способности к
самосовершенствованию, то мы говорим о патологической или малоадаптируемой личности»[1]. То
есть, гибкость – одно из ключевых понятий определения психологического
здоровья, примерно как технологическая гибкость одно из условий технической и
производственной эффективности[2].
До недавнего времени одной из основных проблем
здоровья, и в первую очередь психического, была проблема невосстанавливаемости
нервных клеток мозга. Так вот самые последние исследования утверждают, что
главное не в количестве клеток а в их уникальных функциональных свойствах,
благодаря которым мозг способен не только
сохранять свою гибкость, но и
развивать её в разной степени хоть до самого перерождения (часто его называют смертью).
Что такое гибкость менеджера?
В физике, философии, биологии гибкость в общем
определяют как количество степеней свободы, которая в свою очередь представляет
собой число независимых видов движений, которые может совершать тело[3].
Применительно к живым системам, степенью свободы называют такую деятельность,
которая формируется в порядке выбора из
многих других возможных деятельностей этой системы. Поскольку выбор – это центральный момент в
деятельности менеджера, то гибкость
ключевое качество, определяющее его эффективность.
Подумай
над таким вопросом: ты можешь вставить квадратную втулку в круглое отверстие?
Каких ответов можно ожидать[4]?
1. Нет — я не могу сделать этого. Это
ответ типа «поражение». В нем человек реагирует на данную ему ситуацию и
информацию, и приходит к выводу о поражении из-за самого большого ограничения в
гибкости—слова «не могу». Это ослабляющее слово, которое передает подсознанию
сообщение о негибкости и неверии в собственные силы, и которое программирует
человека сосредоточиться не на том, что возможно, а на том, что невозможно. К
тому же это слово неверно во многих контекстах,
где оно используется. Откуда ты знаешь, что это невозможно?
Более
правильным ответом было бы «я не нашел способа сделать это». В деловой среде
клиентов не интересует, чего ты не можешь для них сделать, они хотят знать, что
ты можешь сделать. Речь мощно воздействует на поведение и способности к
обучению, и в одной из глав я объясню, как именно.
2. Дайте мне молоток побольше, и я
попробую. Это
ответ типа «реакция». Он лучше по сравнению с первым, но не намного. В нем
проявляется решимость, но вся энергия направляется на одно ответное решение. Есть
опасность, что по ходу дела повредятся и втулка, и отверстие, и молоток.
3. Да, если я изменю форму втулки так,
чтобы она подходила к отверстию. Это ответ типа «словесных ухищрений».
Чтобы втулка подошла, нужно научиться тому, как менять форму квадратных втулок,
чтобы они подходили к круглым отверстиям. Меня не перестает удивлять то
количество усилий, ресурсов и ухищрений, которое компании вкладывают в
видоизменение неподходящих или неэффективных систем. Третий ответ немногим
лучше второго, и явно не гибче. В нем все так же человек реагирует на данную
ему ситуацию и информацию.
4. Зачем нужно вставлять втулку и как
вообще получилось, что квадратную втулку предлагают для круглого отверстия? Это
ответ типа «любопытства», и он самый гибкий по нескольким причинам. Обладая
любопытством, человек стремится узнать намерение, лежащее в основе вопроса, и
ищет дополнительную информацию за рамками данной задачи. В результате картина
ситуации проясняется, что способствует процессу принятия решений. При таком
ответе оспаривается сам вопрос, то есть не предполагается, что цель состоит
именно во вставке квадратных втулок в круглые отверстия.
Каждый
раз, когда вы встречаетесь с трудностью, у вас есть четыре основных возможности
ответа на нее:
1 Поражение
2 Простейшая реакция
3 Словесные ухищрения
4 Любопытство
Гибкий
менеджер выберет четвертую (смотри главу о позиции менеджера).
Любопытство позволяет чувствовать себя достаточно
уверено в самых различных ситуациях. Например, твоё несовершенство хотят
изобличить просьбой найти ответ на
основной вопрос философии. Что первично, бытиё или сознание? А кто уже решил,
что что-то должно быть первичным или
вторичным, покажите мне этого гения, я на него буду молиться. Кто, какой
ограничитель определил только эту альтернативу? Лично у меня есть ещё, по крайней мере, один вариант, это то, что не
есть ни бытие, ни сознание. Познаваем ли мир. Что значит познать, кому, зачем
познавать. Опять же, познание разве должно быть целью? Познание – это способ
достижения реальных целей. В действительности любопытство может быть весьма
практичным.
-
Ты дурак!!!
-
Как это? (удивись
в ответ, и посмотри как он начинает вдруг чувствовать себя дураком, пытаясь
всосать твою реакцию).
Вопрос не в том, что скрыто во фразе и
что тебе навязывают, а в том, что ты хочешь и можешь в ней увидеть и
использовать.
Тебя прогружают, пытаются нащупать моральный мозоль, а
ты в ответ поиграй вопросами: «Почему вы решили, что я должен (иметь, быть,
знать, уметь, делать)?» При этом попробуй делать ударение на разных словах, удивительно
интересные вещи получаются.
Почему
вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Почему вы решили, что я должен иметь.
Можешь наезд отметамоделировать: кто именно, как
именно, что это такое, когда, где..?
Обычно человека смущает ситуация, когда он неловок в
убеждении, что должен знать, как поступить, но не уверен, что знает. Гибкая
позиция подразумевает:
1.
Я ничего не
должен знать.
2.
Но зато при
этом я имею полное право поинтересоваться, что и как возможно сделать.
Как только научишься интересоваться и начнёшь
спрашивать, тут же удивишься как это легко и просто, а неловкость станет чем-то
непонятым, невозможным и исчезнет. А если не у кого спрашивать, ещё лучше – не
стыдно, когда видно.
Когда мы говорили о методах управления то
рассматривали упреждение как способ избежать или предупредить негативное
воздействие внешних условий. Так вот на своём высшем уровне гибкость опережает возможные объективные
изменения. Это тот уровень, который характеризуется целенаправленностью, когда
ты можешь не реагировать на чужое, а моделировать и конструировать своё. Не
подчиняясь чужому, а используя его. А
любопытство первый способ заглянуть туда куда ёщё пальца не совал.
Таким
образом, быть гибким означает занимать такую позицию, в которой создаешь
желаемые результаты независимо от текущей ситуации, ее сложностей,
неоднозначности, темпа, ожиданий, культуры, предпосылок и тактической
обстановки. В теории систем, — в которой
есть много общего с целостным подходом НЛП к обучению и изменению,— есть
принцип так называемого необходимого разнообразия, который утверждает, что «для
успешного приспособления и выживания элементу системы требуется определенное
количество гибкости, и эта гибкость должна быть пропорциональна возможным
колебаниям неопределенности в остальной системе». В контексте менеджмента это
значит, что менеджерам нужно не довольствоваться одним решением, а оспаривать
подразумеваемые предпосылки (преодолевать правила игры), рассматривать
воздействия в более широкой системе организации взаимодействия, и вырабатывать
столько альтернативных направлений действий, сколько нужно, чтобы предусмотреть
все возможные случайности.
Более
гибкий подход к управлению ситуациями — научиться замечать и реагировать на сам
процесс человеческого общения, а не на содержание, независимо от контекста.
Бенджамин Франклин однажды сказал: «Глаз мастера делает больше работы, чем обе
его руки». Абсолютная гибкость реализуется тогда, когда ты начинаешь замечать и
реагировать на шаблоны и процессы поведения, а не просто применяешь набор
освоенных действий к соответствующему контексту.
На
бытовом уровне в контексте гибкости наиболее оптимальное отношение к жизни
определяются большинством людей такими понятиями как:
-
юмор, радость,
-
интерес, творчество,
-
благодарность, сотрудничество.
В онтогенезе гибкость имеет свою
специфическую динамику. Дети, как правило, очень гибкие. Подростки в процессе
интенсивной социализации приобретают массу внутренних ограничений, зажимаются.
Юноши несколько возвращают утраченные позиции гибкости в силу склонности ломать
стереотипы. И взрослые, как правило, окончательно дифференцируются на «адаптировавшихся»
и сберёгших гибкость.
С точки зрения особенностей реагирования
гибкость это:
Гибкость
= Скорость реакций + Сумма реакций + Степень реакций
Если рассматривать психологическую гибкость в аспекте
принятой нами трёхкомпонентной структуры личности, то она представляется в виде
совокупности эмоциональной, когнитивной и поведенческой гибкостей.
[1] Практическая
психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Д.Я.Райгородский. –
Самара: «БАХРАХ», 1998 – С.312, - 672с.
[2]
Згуровский М.З. Интегрированные системы оптимального управления и
проектирования. – К.: Выща шк., 1990. – 351с.
[3] Веселовский В. Н. О
сущности живой материи. М., «Мысль», 1971. С. С. 103; 108;110. – 295 с.
[4] по Дэвиду Молден.
Менеджмент и могущество НЛП. CD
«Новейшая энциклопедия психолога 2000».
|