Из чего состоит гибкость, что это такое, как она
расширяет способности, как она влияет на эффективность.
На физическом
уровне гибкость определяется пластичностью,
прочностью и упругостью. То есть, гибкая вещь:
○
способна
выдерживать некоторое внешнее воздействие без внутренних
структурно-функциональных изменений (прочность),
○
способна изменять
форму и (или) содержание, сохраняя целостность и способность адекватно
фунционировать (пластичность) и
○
способна
восстанавливать свою первоначальную или оптимальную форму (то есть ту форму, в
которой испытывает меньше всего напряжений), структуру и функции после
прекращения внешних воздействий (упругость)[i].
Эти же три компонента обнаруживают себя в описании факторов
физической гибкости тела. Гибкость в суставах
лимитируется анатомо-физиологическими особенностями опорно-двигательного
аппарата, к которым относятся:
— форма, размеры, массивность костей и
мышц (прочность);
— эластичность связочного аппарата, сухожилий
и вязкость мышц (пластичность);
— силовые способности мышц, производящих
движения в суставе в заданном направлении (упругость).
Сразу
обращу твоё внимание, что на эти три компонента мы и будем опираться при
определении структуры психологической
гибкости. Тем более что сами термины уже давно используются в исследованиях
психологической гибкости. Например в методике Русалова определяются:
Пластичность предметная (сфера субъект-объектных взаимодействий) – степень лёгкости (трудности) переключения с одного предмета
деятельности на другой, быстрота перехода
с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной
средой, стремление к разнообразию
форм предметной деятельности.
Пластичность социальная (сфера субъект-субъектных взаимодействий, общения)-
степень лёгкости (трудности) переключения от одного человека к
другому, склонности к разнообразию
коммуникативных программ, к разнообразию количества готовых (неосознанных, импульсивных) форм социального
контакта[ii].
Пластичность сознания, как одно из основных его свойств, означает
способность изменять состояние под
влиянием внешних факторов, а так же способность сохранять это состояние. На наш взгляд этот процесс может быть и
интродетерминированным. Внешнеобусловленная пластичность связана с внушаемостью,
внутреннедетерминированная определяет творчество[iii].
На психофизиологическом
уровне психологическая гибкость зависит от уравновешенности основных нервных процессов (близости
к единице отношений характеристик, силы и подвижности,
основных нервных процессов - возбуждения и торможения). Кстати, эти
основные свойства центральной нервной системы в определённом смысле являются
эквивалентами трёх компонентов физической гибкости[iv] [v] [vi].
Психофизиологическая гибкость определяется
комбинациями сведённых нервных возбуждений, имеющих различную сенсорную и
биологическую модальность, на одном нейроне. Эти комбинации создают нейрону
огромное количество степеней свободы[vii] выхода возбуждений на аксоне
(информационном канале нервной клетки) и, следовательно, увеличивает
возможности его взаимодействий с другими нейронами[viii].
Сенсорные модальности сигналов поступающих на вход
нейронов:
-
зрительные;
-
звуковые;
-
осязательные;
-
обонятельные;
-
вкусовые;
-
ощущения
организма.
Системные
модальности сигналов:
-
сигнал как «вещь»
- аналог (физический, химический, биологический), знак (цифра, буква, форма символа), смысл (слово,
образ, содержание символа);
-
сигнал как свойство вещи – длительность, амплитуда,
скорость, ритм и т.п.;
-
сигнал как отношение вещей – контекст, разница,
порядок.
Чем больше принимается сигналов на «входе» тем больше
вариантов «выхода». Но не все сигналы принимаются из тех, что поступают на
вход. Всем в целом выделяется
приблизительно одинаковое количество сигналов на вход, но все мы далеко не одинаково их принимаем.
Стоящие на входе фильтры, призмы, блокираторы, генерирующие и свои собственные
сигналы, ограничивают приём внешних и даже искажают их до противоположного
значения. Эти кастрированные и извращённые в «приёмнике» сигналы обуславливают
твоё неэффективное, неадаптивное
поведение на выходе. Если человек не доволен тем, что у него на выходе, то
видимо он ограничивает себя на входе и при внутренней обработке поступающего
извне. Если тебе не нравится, как к тебе относятся окружающие, ты можешь просто
плохо о них думать, а можешь, наоборот, хорошо подумать о себе: «Наверное, моё
поведение неэффективно, значит, мой мозг как-то не так обрабатывает сигналы и
выдаёт телу плохие команды, возможно, потому что я мозгом принимаю неправильные
сигналы или неправильно принимаю? Ага, тогда для начала начнём учиться
принимать, ну а потом обрабатывать и выдавать. Всё просто!». И я с тобой
согласен. Дальше мы вместе убедимся насколько это действительно просто.
[i] Советский
Энциклопедический Словарь. – С.1072; 1379; 1008.
Качанов А. М. Основы теории
пластичности. М., 1956. – 324с.
[ii] Психологический журнал. – 1989. - № 1. –
С.14-16.
[iii]
Тараненко Н.В. Аллегории сознания // Практична психологія та соціальна робота. – 1999. - № 7 (18). –
С.15.
[iv] Теплов Б. М. Проблемы
индивидуальных различий \ Ум полководца. М.: АПН, 1961. – С. 347-532. – 536с.
[v] Яковлева В. В. Исследование подвижности
нервных процессов собаки типа сангвиника \ «Труды физиологических лабораторий
им. И. П. Павлова», т. ХI,
1944. – С. 42.
[vi] Бодров В.А. Психология
профессиональной пригодности \ Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. –
С. 121-122. – 511с.
[vii] Бернштейн Н.А. О
ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.45. – 288 с.
[viii] Системный анализ
механизмов поведения. Под ред. Л. М. Тарасовой.
– М.: «Наука», 1979. – С 288, –
360 с.
|