Как-то гуляя на
детской площадке с сыном, увидел группу детей 5-7 лет, с восхищением
наблюдающих, как мальчик лет 12 делал перед ними сальто назад. Похваставшись,
он предложил им попробовать тоже с его помощью научится прыгать назад через
голову. Все они с удовольствием согласились. Гимнаст поддерживал их под спину и
помогал перевернуться, подкидывая ноги малышам. Естественно все малыши падали
на колени и лицом в песок. А «учитель», раздражаясь и чертыхаясь, но неустанно
каждому по несколько раз повторял: «Ну что вы такие глупые, на ноги становится
надо, а не на колени, я же вам русским языком говорю – НА НО-ГИ…» и так на
протяжении получаса.
Я тогда подумал, как
часто вокруг слышу подобные слова. «Надо правильно делать…, надо вот точно
такой результат давать…, я же повторяю вам надо больше, надо лучше, надо
быстрее, надо эффективнее, чаще, дольше…», и обязательно добавляют, раздражаясь
каждый по-своему: «Вот дураки, вот лентяи, вот сволочи…»
Дома вечером жена с
ребёнком села делать домашнее задание. Особенно плохо у него получалось
рисовать, и жена решила с ним позаниматься. Через некоторое время я услышал
знакомые слова и знакомые нотки раздражения.
Пацан уже в пятый раз пытался нарисовать простую картинку из учебника по
рисованию и всё бестолку: кривые помидора и груша, толстые и квадратные
корешки...
Кто виноват? Тот, кто
управляет-обучает или тот, кто выполняет-обучается? В любой системе управления
ответственность лежит на субъекте управления, т.е. на том кто обучает-
управляет – это факт по определению «управления».
Я тогда подошёл к
жене и попробовал разобраться, в чём проблема.
Во-первых, она
говорила ему, что нужно делать.
Во-вторых, она
говорила, что делать-рисовать нужно правильно, ровно и точно как на рисунке-образце.
В-третьих, она
уточняла, что в том или ином месте должно быть тоньше, уже, длиннее, круглее...
Ребёнок каждый раз исправлял с новыми ошибками, то есть, перерисовывал тоньше,
но короче, длиннее, но криво, и т.п.
В чём её ошибки как
руководителя?
1. Указывая, что делать, руководитель выключает
инициативу, ответственность, самостоятельность. На каждом следующем шаге
подчинённый будет ждать новых указаний.
2. Неконкретные указания вообще не указания. «Правильно»
это как конкретно? «Тоньше» на сколько и в каком месте?...
3. Даже очень точная конкретизация отдельных моментов не
защищает от ошибок во всех остальных не конкретизированных моментах. Важнее
иметь общее видение, образ результата и понимание принципов подхода к решению,
чем очень точный набор конкретных действий. Именно поэтому, например, гораздо
важнее иметь верную чёткую принципиальную конституцию, чем сотни законов и
тысячи поправок к ним. Именно поэтому Вы скорее достигнете цели «верной, но не
точной», чем «точной, но не верной».
Что делать?
Итак, ребёнок,
обучаемый, исполнитель, если
предположить, что замотивирован и простимулирован, не делает верно и точно
потому, что не видит, не слышит, не чувствует, то есть, не понимает разницы между результатом и целью,
между требуемым и совершаемым способом действий. Делает не то, делает не так.
Как помочь ему
увидеть разницу, и научить видеть разницу?
Единственный способ
включить мозги и начать думать, понимать – это вопросы. Вот вопросы, которые в
моём случае помогли нарисовать домашнее задание очень и очень хорошо.
- Что ты рисуешь?
- А почему оно (квадратное), если должно быть (круглое)?
- У тебя здесь какой (формы, толщины, длины)? А на
образце?
- У тебя в этом месте такое…, а на образце такое…, в чём
разница?
- Что нужно сделать? А как это сделать, чтобы получилось
правильно?
- Похоже на …? А чего не хватает? А что не так как на
образце? А хвостик? А листочек? А цвет?
Помните, если Вы не
можете научить, объяснить, как что-то делать, даже если сами умеете это делать,
то просто не видите, не понимаете разницы между своим видением и конкретными действиями
и видением и действиями обучаемого-подчинённого.
Ну и
наконец, остается последняя проблема, когда обучаемый не «не может», а «не
хочет». Это вопрос мотивации, а мотивация – это другая, следующая тема.
|