Психологические эффекты существенно влияют на нашу личную жизнь и профессиональную деятельность. Понимание этих эффектов позволяет широко применять их в работе для сохранения настроения и для повышения эффективности управления, продаж, консультирования.
Один из самых интересных психологических эффектов – эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека. Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении.
Широкоизвестный в медицине приём с использованием плацебо опирается тоже на эффект Пигмалиона. Если человек верит в силу препарата, убеждён в том, что лекарство ему поможет, то легче находит подтверждения этому и тем самым как бы помогает организму высвобождать необходимые для выздоровления ресурсы. Для того чтобы клиент сильнее поверил в действие предлагаемого средства медику достаточно заразить клиента своей личной уверенностью. Для этого просто говорите твёрдым голосом, чётко произнося слова, добавляя своим аргументам эпитеты уверенности и решительности: обязательно нужно, конечно поможет, однозначно лучшее, только так, самый эффективный…
Эффект Пигмалиона имеет огромное значение для овладения навыком установления контакта и определяет в целом морально-психологическую атмосферу в общении с клиентами.
У молодых и неопытных первостольников часто встречаются два, как правило, неосознаваемых убеждения, которые сильно мешают эффективно работать. Обычно эти убеждения опираются на внутренние комплексы воспитания, единичные случаи неудачных контактов и примеры конфликтов с клиентами:
Первое предубеждение «Клиенты злые и не любят продавцов…». Первостольник с такими мыслями, встречая клиента, напрягается, внутренне готовится к защите. Это видно клиенту в мимике и позе, слышно в интонациях голоса первостольника. Клиент в ответ автоматически тоже начинает закрываться, выражать недоверие, настороженность, опасения и даже агрессию. Таким образом первостольник «доказывает» себе свою теорию о том, что все клиенты злые.
Второе предубеждение «я неопытная, глупая, неумёха, всегда делаю что-то не так…». Такие мысли заставляют человека комплексовать, опять же внутренне сжиматься, быть скованным, неуклюжим, невнимательным. Естественно, такой первостольник будет допускать ошибки, и тоже успешно будет продолжать «доказывать» себе свою теорию о своей неполноценности.
На самом деле все неприятности мгновенно начинают исчезать, как только Вы однажды поймёте, что люди никакие ни злые и Вы никакая ни глупая, просто у людей бывают разные причины опасаться, стесняться, тоже быть невнимательными, неуклюжими и ошибаться. Такими причинами могут быть неприятные болезненные ощущения, конфликты на работе, дома и по дороге в аптеку, просто мелкие неприятности и неудачи. Всё это совершенно ни в какой мере не означает, что жертвы этих неприятностей это злые люди или что Вы в этих неприятностях виноваты.
Вы можете испытать эффект Пигмалиона, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новая группа, класс, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с детьми и воспитателями, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.
Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.
Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.
Чаше говорите себе, родным, друзьям, коллегам, подчинённым и клиентам, что они хорошие и что об этом вам сказали другие. :)
Танцуй так, как будто тебя никто не видит.
Пой так, как будто тебя никто не слышит.
Общайся с людьми так, как будто они тебя любят.
Живи так, как будто ты счастлив!
|