Триединство.
Рис.3
Скажите, пожалуйста, когда мама
воспитывает своего ребёнка, это продажа?
Процентов 60 склонны однозначно
разводить эти понятия. По их мнению, воспитание вообще никакого отношения к
продаже не имеют и даже более того, это что-то противоположное. Ещё процентов
20, кривясь и с неохотой, чувствуют в них что-то схожее. Да, я Вас понимаю,
действительно даже просто на слух слово продажа какое-то продажное и если ещё и
воспитание советское, то меркантильная, расчётливая, циничная «продажа» вообще
не клеится к такому возвышенному, нравственному, духовному процессу как
«воспитание».
Вместе с тем вернёмся к нашей
схеме и ещё раз внимательно на неё посмотрим.
Рис. 4
Есть «Кто» и «Как» - мама,
рассказывая, показывая, давая попробовать, поощряя и наказывая.
Есть «Кому» - ребёнку.
Есть «Что» - знания, навыки,
опыт, смыслы, ценности.
Есть «За что» - за стакан воды, за
редкие беседы о главном, за помощь деньгами, потому что пенсия может маленькой
оказаться, за домик у озера, за любящего внука…
И есть «Ради чего» - даже если
мне не нужны будут дополнительные деньги, я буду достаточно здоров, чтобы сам
за собой ухаживать, мне будет приятно знать, что у ребёнка всё замечательно,
что его любят и уважают, что он успешен и здоров, значит, удалось хорошо, как я
и хотел его воспитать. Ради этого удовольствия от гордости за своё я недосыпал,
когда оно какалось? С надеждой на эти чувства я дарил свои? Придумывал сказки,
когда оно не хотело спать, подрабатывал, чтобы было красивым и имело
возможность тренироваться и читать хорошие книги? Писал ему письма, водил в
музей и театр, искал понимания в редких возможностях «поговорить по душам»,
осторожно ругая и сдержанно хваля? Конечно, да!
И когда кто-то не рад судьбе
ребёнка или тому, как он забывает или не уважает родителя, он думает, что, к
сожалению, не удалось воспитать. Приблизительно как продавец, выложившийся
перед клиентом, но вынужденный отпустить его без покупки, думает, что, к
сожалению, не удалось продать.
Объективно с этой точки зрения
«воспитание» похоже на «продажу»? Очевидно.
А если это политический лидер, менеджер,
управленец своим подчинённым ставит задачу, презентует план и стратегию,
передаёт смыслы о корпоративной культуре, определяет ответственность и
распределяет ресурсы, контролирует, поощряет и наказывает? За голоса в урне, за
норму произведённого продукта, за лояльность в виде внеурочной доработки или
субботника, за деньги «отбитые» в торговом зале. Чтобы потом все вместе неделю
отдохнуть в Египте, чтобы не хотели уходить в другие компании, потому что любят
своего командира и понимают, что он тоже их ценит? И о таком удовольствии они и
мечтали.
Тоже есть кто, как, кому, что,
зачем и ради чего. И называется это управление.
Одна и та же схема описывает все
три самые важные процессы в нашей жизни.
Главный фокус заключается в том,
что чего бы мы ни делали, общались бы, или управляли, или продавали, мы делаем
одно и то же. Это одно называется «КОММУНИКАЦИЯ».
А знаете ли Вы, что процесс движения
электрического тока в проводе электроцепи,
движение жидкости в трубах, движение товара в логистической цепи,
движение информации в социальном канале, а денег в финансовом потоке и разные
другие движения, потоки и обмены описываются одной и той же формулой?
НАПРЯЖЕНИЕ = УСИЛИЕ ×
СОПРОТИВЛЕНИЕ
Где переменные характера канала соответственно
меняют название: сопротивление проводника, сечение трубы, коэффициент
пропускной способности логистического канала, информационная ригидность
социальной среды и т.п…
Зная эту формулу можно
разобраться и стать «специалистом» в любой из этих сфер. Например, именно эта
формула объясняет главную проблему предвыборной агитации в каждой кампании и
почти у всех полит игроков, когда вместо того, чтобы снижать внутреннее
сопротивление электората, политтехнологи усиливают информационное давление на
избирателя, повышая его внутреннее напряжение, напряжение в отношении с
другими. Тем самым повышают общую конфликтность, неудовлетворённость и
раздражительность, в том числе, и на «своих».
В любых личных и интимных
отношениях та же безрадостная картина. Любое напряжение в отношениях почти все
пытаются решить усилением своего воздействия, больше, чаще, дольше применяя
свои аргументы.
Выше мы говорили, что есть три
вида тренингов. Если поставить рядом трёх разных тренеров: одного по общению,
другого по продажам, третьего по управлению, закрыть друг от друга ширмочкой и
попросить их системно выложить свои основные идеи, то…
Тренер по общению, личностному
или командному росту (или как угодно назовите их), обязательно начнёт с 1) умения презентовать себя, как ключа для
дальнейшего 2) взаимопонимания внутренних мотивов и интересов собеседника,
необходимых для 3) доступного выражения своих идей на одном языке с
собеседником понятными для него словами и смыслами. И закончит 4) ассертивными навыками
решения конфликтных ситуаций, а также 5) умением приходить к согласию и
договариваться о конструктивном сотрудничестве.
Тренер по продажам будет учить,
что прежде чем 5) ненавязчиво, но чётко
заключить сделку с клиентом, нужно 4) снять все его сомнения и
переработать возражения, которые могли остаться, если перед этим неграмотно 3) презентовал
товар, возможно из-за неточного 2) выяснения потребностей клиента. И чтобы
легко всё это можно было делать, чтобы клиент внутренне согласился рассказать о
своих потребностях, прежде всего, важно 1)
уметь устанавливать контакт с клиентом, вызывать симпатию и доверие.
Тренер по управлению, задача
которого научить организовывать 5) согласованное взаимодействие, расскажет о
необходимости 1) владения навыками личностного подхода или как минимум о роли
имиджа руководителя. Обязательно рассмотрят 3) техники презентации, то бишь
простите, постановки задач так, чтобы они легко воспринимались и были понятны
исполнителям, и желательно по силам и амбициям каждого, для чего крайне важно 2)
уметь определять эти амбиции, способности, мотивацию, ценности, связывать это в
миссии, и конечно шлифанут это 4) умением работать с жалобами, претензиями,
сопротивлением инновациям, навыками «перевоспитания» лентяев, боязливых и
просто негодяев.
Каждый из них, обозначая
первостепенную важность и преимущества
своего подхода для достижения успеха в жизни, будет говорить об одном и том же.
О пяти этапах процесса достижения цели:
1.
Установление и поддержание контакта, симпатии и
доверия.
2.
Выяснение ведущих потребностей, интересов,
мотивов того, с кем имеешь дело.
3.
Презентация товара или идеи в соответствии с
этими ведущими мотивами.
4.
Переработка сомнений, возражений, претензий.
5.
Заключение сделки, договор.
Отличаться же будут подходы
тренеров предметом деятельности, товаром. В одном случае это будет просто
предмет, идея или личностная особенность, в другом – товар, в третьем –
управленческое решение.
Если
убрать после этого ширмочки между нашими тренерами, то подозреваю, для них
будет открытием общая система представления о процессе достижения успеха.
|