Вернёмся к нашей схеме процесса коммуникации и к
нашим трём тренерам общения, продаж и управления.
Мы говорили о том, что, обучая и тренируя каждый
своему, они опираются на одни и те же базовые позиции. Описывают одни и те же
этапы. Которые вы можете сами определить, глядя на наш рисунок. И надеюсь, Вам будет приятно осознать, что Вы
можете быть такими же умными как и те учёные которые нашли эти позиции и эти
этапы, ну и всё то, что мы рассмотрим и изучим дальше. У нас есть 1) кто, 2) кому, 3) что, 4) как и 5)
зачем. Ответить точно и верно на эти вопросы, означает подобрать ключ к
пониманию квинтэссенции процесса коммуникации. Что значит верно и точно? Зачем
тут специально что-то придумывать? Кто кому. Всё понятно – один человек
другому. Всё.
Если бы было так, то, говоря о продаже, любой любому
бы продал. Но в действительности всё немного не так просто. Любой любому не
продаст. Я как продавец могу продать, только если у человека есть потребность,
или я её сформирую. И даже когда у нас есть потребность, мы не покупаем у
первого встречного. Тем более, когда похожий товар сразу у нескольких продавцов,
мы выбираем, в конце концов, того, кому почему-то больше доверяем, или если ещё
не кому доверять, то поначалу берём или у самого «симпатичного» или там, где
удобнее-быстрее-проще.
Именно поэтому продает не любой любому, а доверенный
(тот, кому доверяют) продаёт потребности (тому, кто хочет). И продаёт не товар,
а символизируемую им полезность и выгоду.
Таким образом, у нас стоит задача научиться не ждать,
пока кто-то у меня купит, а продавать. Продавать идеи, мастерство, результаты
моего мастерства. Продавать, значит делать так, чтобы мне доверяли. Продавать,
значит определят и формировать интерес, потребность, желание. Продавать значит
демонстрировать пользу и выгоду того, что я продаю. В том числе, если я как
менеджер продаю персоналу свои управленческие решения.
Задачи перечисленных пяти вопросов и решают пять этапов
коммуникации, отмеченных нами в главе «Триединство»:
1.
Установление и поддержание контакта, симпатии и
доверия.
2.
Выяснение потребностей, интересов, мотивов.
3.
Презентация товара или идеи.
4.
Переработка сомнений, возражений, претензий.
5.
Заключение сделки, договора.
Зачем понимать этапы? Разве нельзя просто дать
список правильных действий, и Вы их выучите.
Для Вас, возможно, будет открытием то, что этот
список у вас в голове уже есть. Большую часть его вам уже впихнули в голову ещё
в детском саду и школе. Но Вы эти действия не усвоили, и именно потому, что не
понимаете всей логики процесса в целом, не имеете системного целостного
представления о процессе делания успеха. Из-за чего поэтому и не видите отдельных
и отдалённых последствий. А для сразу видимых и доступных результатов, Вам
некоторые вещи, действия из списка кажутся лишними, и Вы их просто не делаете.
У Вас есть весь набор деталей, механизмов велосипеда,
возможно даже идеального качества, но всё по отдельности, в разобранном виде.
Чтобы поехать нужно эти детали правильно, то есть, в определённом порядке
сложить, собрать между собой. Правильные детали + правильно соединены =
правильная функция.
Чтобы грамотно, эффективно функционировали как
продавец, нужно подходящие детали – техники и приёмы общения, верно, в должном
порядке применять – поэтапно. Для этого нам и необходимо понимать логику этапов
и сами этапы процесса коммуникации.
Я Вас успокою. Вы в реальной жизни не будете
заморачиваться на слежении за своими этапами.
Например, в процессе ходьбы тоже есть свои этапы:
1)
Переносим тяжесть тела на левую ногу,
2)
Правую ногу и левую руку выносим вперёд, левую
руку назад,
3)
Опускаем ногу, ставим,
4)
Переносим тяжесть тела на правую ногу,
5)
Левую ногу и правую руку выносим вперёд, правую
руку назад и т.д.
Этапы есть, но Вы же об этом не думаете, когда
ходите, этапы не считаете, и не следите за ними. Вы просто идёте.
Но чтобы не просто идти, а так быстро, чтобы на
олимпиаде заработать 100 тысяч долларов, нужно не только этапы знать, а и чётко
и подробно понимать, что на каждом из этапов происходит с Вашим организмом. Понимать,
чтобы знать, на сколько градусов наклонить туловище, на сколько сантиметров
дальше выносить ногу и руку, левее или правее развернуть ступню, сжать или
расслабить кулак и живот.
Все умеют говорить, но не все общаться. Все умеют
торговать, но не все продавать. Все умеют командовать, но далеко не каждый
умеет управлять. И ходить, бегать умеет каждый, а ходить и бегать на 100 тысяч
долларов, тем более на миллион, умеют единицы. Понимая, как ты двигаешься, как
происходит процесс движения, ты можешь целенаправленно усовершенствоваться и
стать мастером и даже чемпионом своего бизнеса.
И Вы после изучения этапов по-прежнему
автоматически, не задумываясь об этапах и техниках, будете общаться, продавать,
управлять, но это уже будет чемпионская коммуникация.
Таким образом, продавец и продавать это не столько
профессия и обязанность, сколько роль и миссия. Миссия гармонизации этого мира,
миссия украшения и наполнения его хорошими вещами и отношениями. Это то, для
чего мы, скорее всего, и приведены в этот мир.
А
теперь по порядку о каждом этапе.
|