Воскресенье, 28.04.2024, 14:31 | RSSnull
Завалкевич Леонард Эдуардович
Меню сайта
Категории раздела
Управление [24]
статьи и тексты на тему управления
Продажи [9]
статьи и тексты о техниках продаж
Коммуникация [12]
общие вопрсы коммуникации
Наш опрос
ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ НАЙТИ НА ЭТОМ САЙТЕ?
Всего ответов: 372
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Управление

ГИБКОСТЬ 1

&  Жизнь меняется по мере изменения отношения к ней.

(принцип NLP).

 

& "Перемены  — это книга,

Которой нельзя чуждаться.

Ее Дао всегда изменяется 

Преобразования, движение без минуты покоя,

Протекающее через шесть пустот,

Поднимаясь и утопая без устойчивой закономерности.

Твердое и податливое сменяют друг друга в одном.

Их нельзя вместить в какое-либо правило,

Здесь действуют лишь перемены".

Книга перемен.

 

В истории психологии неоднократно и последний раз не очень давно проводили интересный и, как нам кажется, печальный эксперимент на гибкость, который заключался в следующем. Был построен лабиринт. В одном из его коридоров находилась приманка: для крыс - сыр, для человека -100$. На этапе обучения и человек и крыса быстро находили нужный коридор с приманкой. Но отличия появились, когда убрали приманку. Крыса после двух-трех безрезультатных посещений этого коридора перестала туда бегать и стала исследовать новые. Человек же годами продолжал ходить только в этот чертов коридор... я не знаю, как счастливо ты сейчас живёшь, но я знаю, что есть целые стада нормальных человеков, годами ищущих любовь там где плесневеет жалость, где в запахе воспоминаний гниют в изменах надежды, где слава анестезирует боль ничтожности...

 

Наша работа в целом представляет собой попытку приблизится к достаточно стройной теории объединяющей в себе три ключевых понятия менеджмента[i]:

-          эффективность, как основную системную цель,

-          управление, как основную системную функцию,

-          гибкость, как основную структурную характеристику, детерминанту эффективного управления.

Большинство психотерапевтических и других теоретико-прикладных систем содержит внутри себя специфическую психическую «болезнь», причём часто в остром её проявлении: убеждение, что именно эта теория является единственно верной. Однако, любой метод вызывает у людей реакции и может решить искомую задачу, но существует тысяча других способов решения и тысяча других реакций. Теория гибкости подразумевает обобщение всего верного и полезного от всех концепций и от любой возможной теории. Мы стараемся организовать её таким образом, чтобы любая критика положений теории гибкости – не разрушала теорию, а являлась шагом к её совершенствованию. Теорию гибкости в принципе можно рассматривать как единственно верную, но только в том смысле, что вообще всё, что верно, рассматривается как системное средство, материал теории гибкости. Более того, она всегда открыта, готова к восприятию всего нового верного.

Рассмотрим то, что составляет наше внутреннее свойство, определяющее нашу позицию в жизни, нашу эффективность[ii], нашу полезность, нашу удовлетворенность, нашу осмысленность, наши общие и конкретные способности[iii], возможности, универсальность, оптимальность[iv]. А в контексте управления, особенно в контексте антикризисного менеджмента, это качество выделяется как одно из основных в требованиях к психологическому портрету менеджера, как качество, которое определяет управляемость и обновляемость системы управления и организации в целом, которое определяет и выражается в обучаемости менеджера, в его готовности к риску, в его умении экспериментировать, в его нестандартности, внутренней свободе, эмоциональной уравновешенности, уверенности, способности «взрывать» логику стандартов «здравого смысла»[v],  а так же способность к антиципации, то есть, предвидеть и предвосхищать[vi].

Есть разные подходы к определению этого свойства, но мы предоставим тебе наиболее общие позиции  и попробуем аргументировано доказать справедливость наших взглядов. Это интегративное, обобщенное понятие, характеризующее систему внутренних качеств, определяющих оптимальную позицию и состояние человека мы назовем ГИБКОСТЬ. Всё, что писалось до этого – почва для осмысления гибкости, всё, что будет дальше – опирается на гибкость. Ради неё писалась она. Вечный поиск человека выходов за пределы ограничений в основном был направлен вовне в то время как безграничность удивительного Космоса – сам человек, а дверь в него – его гибкость, фактор и условие гениальности, любви и торжества воли[vii].

Слова П. Д. Успенского выражают типичное отношение к духовному кризису современного человека: «Человек  - по преимуществу переходная форма, постоянная только в своих противоречиях и непостоянстве, движущаяся, становящаяся изменяющаяся на наших глазах. Даже без какого-то особенного исследования ясно, что человек – совершенно не определившееся существо, сегодня иное, чем вчера, завтра иное, чем сегодня. В человеке борется столько противоположных начал, что их совместное гармоническое сочетание совершенно невозможно. Этим объясняется, почему невозможен «положительный» тип человека»[viii]. Эти слова отражают характерное негативное нересурсное и неконструктивное отношение к человеческой изменчивости, тех, кто видит в ней ограниченность. Мы же в данном выражении природной гибкости склонны замечать, иметь и использовать уникальную перспективу возможностей человека.

В самом системном подходе, продвигаясь к постижению механизмов функционирования целенаправленных самоорганизующихся систем, представителем коих и есть человек, гибкость помогает определить их имманентное свойство, отражающее сущность  самоорганизации, как способности самостоятельно изменять свою структуру, функции и цели[ix] [x].

С точки зрения системно-кибернеического подхода система имеет вход и выход. Как  правило, вход и выход достаточно очевидны и представляют собой формы результата, который уже есть, который  нельзя вернуть назад и изменить как данность, но который мы могли бы изменить, если хотим, в последующем. Изменить результат, то, что на выходе или  используемые ресурсы, то, что на входе, мы можем посредством определённой внутренней работы. Как мы осуществляем эту работу, что происходит внутри далеко не очевидно, и представляет собой своеобразный чёрный ящик. Понять механизмы этого черного ящика – самое сложное. Но мы не будем обращать на это внимание и просто постигнем принципы эффективной работы черного ящика, так же просто как ребёнок овладевает речью, не зная насколько это сложно, и не представляя как потом большинство мучается, пытаясь выучить иностранный язык.

Вряд ли читатель вспомнит, как учился ходить, но, наверняка, ему запомнились хотя бы обрывки того, как он училсяь ездить на велосипеде или на лыжах. Ему показывали как правильно садиться, крутить педали, поворачивать руль. Этому достаточно легко может научить любой учитель. Но никто не научит самому главному, держать равновесие. Это умение необходимо извлечь из себя. Гибкость как и чувство равновесия, ему нельзя научить, ему можно только научиться, выпустив его изнутри.

Если равновесие это условие эффективной ходьбы и езды на велосипеде, затем эффективной деятельности, то гибкость — это условие равновесия. Чем гибче предмет или вещь, тем труднее её сломать.  Гибкость стебля определяет устойчивость растения при колебаниях ветра. Гибкость позвоночника обеспечивает равновесие при ходьбе. Гибкость психологическая — психическое равновесие (уравновешенность, уверенность, устойчивость, спокойствие), фактор  эффективной жизни, счастливой, полезной, осмысленной[xi].

Одно из важнейших для животных в том числе и человека качеств ловкость, физическая или духовная, интеллектуальная, опирается тоже на гибкость, физическую или психологическую.[xii] [xiii]

В проедлагаемом контексте теорию системной гибкости можно рассматривать как альтернативную существующим теорию психологического здоровья, а в более широком смысле, как теорию эффективной жизнедеятельности.[xiv] Вместе с тем, она продолжает традиции отечественной психологии в изучении психологических характеристик, существенно влияющих на вероятность возникновения нервно-психологических расстройств, особенностей поведения организма в стрессовых ситуациях[xv], межличностных и внутриличностных конфликтах[xvi], специфику дезадаптационных процессов[xvii], агрессивного и тревожного поведения.[xviii]

Один из новейших и перспективнейших психологических подходов к человеческой деятельности нейролингвистическое программирование исходит из четырёх важнейших условий её эффективности, которые представлены так называемой метафорой «трехминутного семинара». Согласно этой метафоре, для того чтобы добиться успеха в жизни, необходимы следующие четыре вещи:

       быть в согласии с собой и миром, то есть признавать то, что существует, не обязательно пытаясь это изменить (РАППОРТ);

       знать то, чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации (РЕЗУЛЬТАТ);

       быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату (ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ);

       иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять, свои действия до тех пор, пока вы не достигнете того, чего хотите (ГИБКОСТЬ)[xix].

Однако нелперы, указавая на важность гибкости и моделируя поведение гибкого человека, не изучают и не раскрывают в достаточой мере само понятие гибкости. Фактически НЛП, как впрочем и все остальные философско-психологические школы, ставит перед собой цель – достичь гибкости, мы же намерены объяснить к чему конкретно все они стремятся НЛП. Возможно, нелперы сами обуславливают такое положение дел, называя НЛП наукой, подчёркивают атеоретичность, трудность и (или) намеренный отказ от систематического осмысления накопленного этой школой опыта, что прпятствует созданию логических схем, и тем самым затрудняет усвоение знания[xx]. В своей работе мы предложим убедиться в существовании теоретического, достаточного, простого системного описания основных положений, категорий и принципов НЛП.

В конце концов, подходя к определению гибкого стиля управления как наиболее эффективного, мы не претендуем на открытие такового вообще. Методологическую опору  мы нашли у многих предшественников. К примеру, Вирджиния Сатир  классифицируя стили общения, выделяет так называемый стиль левелинг (другое название – флюидинг, что означает «текучесть»). Описывая этот стиль, Сатир фактически использует характеристики, выделяемые нами для гибкого стиля: гармоничность конгруентности, свобода, лёгкость, искренность, позитивность, подчёркивает, что человек может пользоваться всем, что в данный момент нужно, лишь бы знал, что делает и отвечал за это[xxi].

Пуселик, изучая психологические условия эффективности лидерства, отмечает, что некоторое время критерием эффективности лидерства была техническая экспертиза. Предполагалось, что если ты хочешь быть лидером в какой-то области, то ты должен быть экспертом в этой области, и чем больше у тебя знаний, тем лучший ты лидер. Так что людей обучали быть как можно лучшими экспертами, но оказалось, что такие люди получались не более и не менее эффективными руководителями, чем не обученные.

Потом появилась другая идея. С одной стороны были авторитарные лидеры, у которых хорошо получалось, с другой стороны были очень приятные в общении лидеры, и они неплохо делали свое дело. И тогда появилась идея, что демократичные лидеры лучших результатов достигают с наиболее образованным населением, а у диктаторов лучше всего получается работа с необразованными работниками. И разработали школы лидерства, некоторые учили быть приятными в общении лидерами, некоторые учили диктату. Ну и разумеется они дали техническую экспертизу и тем, и другим. И - опять оказалось, что они не лучше и не хуже тех, кого не обучали никакому искусству руководить.

И, в конце концов, психологи начали заниматься кое-чем интересным. Вместо того, чтобы выдумывать, они стали исследовать уже эффективных лидеров, просто садились и наблюдали за их работой. Прежде всего, наблюдение показало, что поведение эффективных лидеров не является постоянным, иногда они оказывались диктаторами, иногда были очень милы, они в каждый момент могли принимать самые разные решения. И вскоре наблюдатели перестали наблюдать только за лидерами, но начали наблюдать и за работниками. И стали обнаруживать, что именно поведение работников и особенности ситуации вызывали те или иные реакции лидеров, те или иные стили их поведения, что лидеры принимали свои решения исходя из ситуации, в которой они оказались. То есть эффективные менеджеры отличались способностью разнообразно и в разной степени изменять своё поведение в соответствии с изменениями ситуации.

& «Зная, как работают вещи, я также знаю, как важно быть гибким. Всё, что растёт, является гибким. Всё, что выносит действие силы, гибко».

Лао Цзы[xxii].



[i] Завалкевич Л.Э. Психология эффективного менеджера.– К.: Ника-Центр, 2002.– 288 с.

[ii] Згуровский М.З. Интегрированные системы оптимального управления и проектирования. – К.: Выща шк., 1990. – С.10,11. – 351с.

[iii] Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий \ Ум полководца. М.: АПН, 1961. – С. 29. – 536с.

[iv] Лэсдон Л. Оптимизация больших систем. – М.: Наука, 1975. – 432с.

[v] Крутько В. Введение Вменеджмент кризисных ситуаций // организационно-психологический аспект: опыт зарубежных фирм. Киев, Журнал «Персонал»,№1, 1993. – с.24-47; №2, 1993. – с.26-27.

[vi] Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: «Наука», 1980. – 279с.

[vii] Хамитов Н. Философия человека: поиск пределов. Пределы мужского и женского: введение в мета антропологию. Киев: Наукова думка, 1997. – 172с.

[viii] Успенский П. Д. Новая модель Вселенной. – Спб., 1993. – С.132.

[ix] Росс  Эшби У. Общая теория систем как новая научная дисциплина \\ Исследования по общей теории систем. – М., 1969. – 128с.

[x] Машков В.М. Психология управления \\ Уч. Пос. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2002. – С.9. – 254с.

[xi] Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. -  М.: «REFLbook», 1994. – С.307. – 314с.

[xii] Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – С.28. – 288 с.

[xiii] Алтер М.Дж. Наука о гибкости. К.: Олимпийская литература, 2002. – 422с.

[xiv] Бурлачук Л.Ф. исследования личности в клинической психологии. – К.: Вища школа, 1979. – 175с.

[xv] Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства \\ Руководство для врачей.  – М.: Медицина,1993. – 400с.

[xvi] Макаревич О.П. Стиль індивідуальної поведінкі військовослужбовців в міжособистисних конфліктах. Дис. Канд. Психол. наук. – К., 1996. – 192с.  

Пірен М.І. Основи конфліктології. – К.: Варта, 1996. – 348с. var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Управление | Добавил: Leo71 (25.05.2010)
Просмотров: 1711 | Теги: формула, поведение, секрет, Развитие, flexibility, Адаптивность, Гибкость, личностный, рост, управление | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:


Корзина
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Мои книги
  • Мои видео тренинги
  • Кулинарные рецепты
  • Рейтинг@Mail.ru